Размер шрифта!
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
Важные уведомления. Что-бы скрыть уведомление нажмите кнопку "Прочитано".

Безопасность

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее  вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Руководители ДОУ должны обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководителю и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • противопожарная и техногенная безопасность;
  • предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
  • обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля  за  исполнением данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии  с реализацией раздела программы по ОБЖ (Пособие по безопасности для вас и вашей семьи).

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:
  • Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
  • Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
  • Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
  • Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
  • Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
  • «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
  • Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
  • Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
  • Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
  • Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Устав ДОУ и родительский договор.
Внутренние локальные акты приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
  • Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
  • Приказ «Об организации экскурсий»;
  • Приказ «О дежурных администраторах»;
  • Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста.

Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:
  • Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных учреждений и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР от 03.01.1969;
  • Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;
  • Инструкция № 33 «По организации мероприятий гражданской обороны и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций детского сада», разработанная штабом ГО по чрезвычайным ситуациям ЮВАО г. Москвы, 1997 г.
Локальные акты по пожарной безопасности:
  • Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
  • План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
  • Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
  • Обязанности административного дежурного и сторожей в случае возникновения пожара;
  • Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
Законодательная база по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:
  • Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;
  • Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;
  • Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;
  • Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.
Локальные акты:
  • Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
Материал для работы с детьми:
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).
Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:
  • Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);
  • Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.
Локальные акты учреждения:
  • Инструкция по ГО;
  • Положение о комиссии по ЧС;
  • Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации;
  • План действия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации;
  • Приказ «О назначении дежурных администраторов и графике дежурства административных лиц»;
  • Выписка из протокола внеочередного производственного совещания «Об усилении ответственности сотрудников по предотвращению террористических актов»;
  • Приказ «Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».
ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА.
  1. Систематически (особенно в начале учебного года – осенью и весной) проводить специальные занятия по закреплению у детей правил поведения на улицах и дорогах.
  2. Регулярно проводить с детьми беседы о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Иллюстрировать свои беседы примерами, иллюстрациями.
  3. В игровой форме рассматривать ситуации правильного и неправильного поведения на улице, рассматривать ситуации-загадки.
  4. Знакомить детей с правилами перехода улицы. Знакомить с понятиями: пешеходный переход, подземный переход, светофор, перекресток. Использовать игровые приемы, действия детей с макетами улицы.
  5. Детей         старшего дошкольного возраста знакомить с  дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов. На занятиях и в игре знакомить детей с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход», запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена», предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо», информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Закреплять знания детей в сюжетно-ролевых играх в группе, а в летнее время – на специально оборудованной площадке на участке детского сада с использованием колесного детского транспорта.
  6. Познакомить детей с правилами езды на велосипеде. Рассмотреть различные ситуации на примерах, используя серию картинок.
  7. Знакомить детей с работой ГИБДД. Показывать картинки с изображением патрульной машины, вертолета, постов ДПС, огрганизовывать сюжетно-ролевые игры, отражающие их работу.
  8. Знакомить детей с правилами поведения в транспорте (наземные и подземные виды транспорта, личные автомобили, воздушный, железнодорожный и водный транспорт – в зависимости от возраста детей).
  9. Организовать в группе зону или уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки-задания и т. п.).
  10. В летний период организовывать на участке игры по обучению правилам дорожного движения.
  11. Организовать экскурсии по ознакомлению с дорожным движением.
  12. Привлекать родителей и работников ГИБДД к работе по предупреждению нарушений правил дорожного движения.
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.  
Об актуальности данной темы можно говорить много, и все  будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как? Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.    

Для решения поставленной цели необходимо сделать следующее:
  • определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
  • разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;
  • разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;
  • разработать систему планирования;
  • обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.

При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как семинары-практикумы, деловые игры, например «Пожар в детском саду», психологические тренинги, когда необходимо использовать полученные знания при проигрывание жизненных ситуаций или добыть и обобщить новую информацию. Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начать с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.  Воспитанию навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдается индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.

Данная работа ведется через:
  • организованную деятельность детей – занятия, занятия-проекты, экскурсии, тренинги;
  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
  • свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры 

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.  Для решения поставленной задачи необходимо создать актив, состоящий из педагогов и родителей. Сотрудничество с родителями можно начать с изучения знаний и умений родителей. Затем разрабатывается цикл мероприятий с участием педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

Детский сад может поддерживать тесную связь с солдатами, военнослужащими ОМОНА, с которыми обсуждаются вопросы терроризма и безопасности.

Проводя совместные ситуационные игра: «Служба спасения», «Телефон доверия», мы помогаем детям осмысливать правила поведения, учим принимать правильное решение в экстренной ситуации, воспитываем желание помочь другому человеку.

Если работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей будет проводиться в системе, то можно добиться  следующих результатов:
  • У детей появится стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
  • Появится потребность утвердиться в своём отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.
  • Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Главная задача взрослых  -  помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.
  • Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры – ведущего вида деятельности дошкольников.
  • В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия своих товарищей, рассуждать по поводу этих действий.
Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы по данной проблеме:
  • ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения художественных произведений;
  • использование публикаций в периодической печати;
  • проведение творческой игры «Мы пожарные»;
  • организация тематических конкурсов детских рисунков «Огонь – друг, огонь - враг», и др.;
  • использование тематических альбомов и плакатов «Малышам о пожарной безопасности»;
  • встречи с интересными людьми профессии «пожарный»;
  • экскурсии в музей и пожарную часть;
  • просмотр диафильмов и видеофильмов по данной тематике;
  • игры-драматизации, развлечения.

Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет воспитателю формировать навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами. Больше внимания следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Главная цель работы детских садов по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
  • Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
  • Уходя из дома или из комнаты, не забывай выключить электроприборы.
  • Не суши белье над плитой.
  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (это лучше делать на улице и только со взрослыми).
  • В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться 
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА.
  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив плотную ткань или одеяло или залив водой.
  • Если огонь сразу не  погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
  • Если не можешь убежать из горящей квартиры (дома), сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес своей квартиры (дома). После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
  • При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком - внизу дыма меньше.
  • При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт. Он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.
  • Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.